Александр Плотников

«Хороший юрист — это всегда про творчество»

Александр ПЛОТНИКОВ — известный российский юрист, основатель и руководитель юридического бутика «Параграта», один из лучших специалистов страны. Сегодня он отвечает на наши вопросы о том, как добился успеха в профессии, уважения коллег и клиентов.

ЭКСПЕРТ ПРАВА

Александр, с удивлением обнаружили, что в судах вы не только ведете дела клиентов, но и активно защищаете интересы собственной компании. Как так получилось?

Мои интересы не ограничиваются только юридическим бизнесом. Как предприниматель и бизнесмен я занимаюсь развитием и других бизнесов. В каких-то проектах пришлось стать клиентом самому себе. Или самому себе юристом. Например, сейчас в Арбитражном суде города Москвы продолжаю вести дело по спору с «Авилон Автомобильная группа» на 246 миллионов рублей. Истцом выступает моя фирма «Параграта». История этого конфликта началась в 2015 году и продолжается до сих пор. И она не связана с юридическим бизнесом. Вообще это очень полезный опыт — побыть на месте клиента. Мне довелось самому пройти опыт возникновения и развития коммерческих споров на всех стадиях: от начала переговоров и заключения контракта, через первые сложности с исполнением договоренностей, разногласиями и попытками их досудебного разрешения, до серьезных судебных разбирательств. Бесценен мой опыт успешного и не очень партнерства при реализации коммерческих проектов в разных сферах. Определенно, это позволяет мне лучше понимать моих клиентов, бизнес-среду. 

 Александр, почему вы решили стать юристом? Когда и как вы определились с выбором профессии?

 

На выбор в большей степени повлияли книги и фильмы. На страницах книг Конан Дойла, Чейза, братьев Вайнеров и других талантливых писателей я открыл для себя захватывающие истории о следователях, детективах, адвокатах. Десятки раз пересматривал фильмы, в которых герои сражались за правду и справедливость, докапывались до истины, разгадывали загадки и побеждали. В ближайшем моем окружении были и «живые представители» юридических профессий. Оказалось, что в реальной жизни все несколько сложнее. Тем не менее профессия юриста позволила ощутить и вкус победы, и радость от торжества правосудия. Хороший юрист — это всегда про творчество, про риск, про борьбу и преодоление. Этот путь щедро вознаграждает, дарит удовольствие, гордость за сделанное. Юрист, в какой бы сфере он ни трудился, в конечном счете помогает и защищает. 

В каких сферах права вы специализируетесь? Какое направление можете назвать наиболее интересным для себя?

Сейчас актуален запрос на межотраслевых специалистов, способных реализовывать проекты, включающие различные правовые составляющие. Для эффективного урегулирования ситуаций, возникающих у современных бизнесменов, юрист должен хорошо ориентироваться не только в узко-специальном законодательстве (корпоративное право, налоги, банкротство, семейное право, взыскание долгов, исполнительное производство, интеллектуальная собственность, земельное право и т.д.), но и в уголовно-правовых реалиях, арбитражном и гражданском процессе, административном праве. По таким принципам я создавал юридическую фирму в 2014 году. По сути, это юридический бутик. Даже если мы еще такого «не шили», уровень подготовки и связи в профессиональной среде позволяют исполнить любой заказ. Чем сложнее и масштабнее задача, с которой приходит к нам клиент, тем более комплексным будет подход к ее решению. Нам будет интересна любая сфера права, где можно отыскать наиболее адекватные средства и инструменты для достижения цели проекта. Стремление и способность постоянно обучаться — неотъемлемая черта любого успешного специалиста. 

Легко ли работать с клиентами? С какими проблемами чаще всего сталкивается юрист?

Мой подход — «лечить» болезнь, а не клиента. В этом смысле работать приходится не с клиентом, а с проблемой, ситуацией, которую клиент передает нам для урегулирования. С клиентом мы взаимодействуем на максимально прозрачных и понятных условиях, договорившись на берегу. Свои услуги мы не навязываем и не ставим перед собой цели заполучить клиента любым способом. За годы практики сформировался довольно четкий портрет «нашего» клиента. Это зрелые, состоявшиеся люди — открытые, способные к конструктивному диалогу. Наш клиент уважает себя и ценит свое время. Приходит к нам, четко понимая, что столкнулся с проблемой, для решения которой нуждается в помощи самых лучших специалистов. Такие клиенты понимают и принимают, что не обладают знаниями и опытом, которые позволили бы им разобраться с ситуацией самостоятельно. Как правило, сложностей в согласовании комфортных правил взаимодействия с такими клиентами не возникает. 

 

КОНТАКТЫ
Instagram: @arplotnikov;
Е-mail: arplotnikov@paragrata.ru;
ТЕЛЕфОН: +7 (495) 664-90-70.
ВЕБ-САйт: www.paragrata.ru

Как вам удается наладить диалог с клиентом?

Искренность, честность, взаимное уважение — основа моего подхода к взаимодействию с клиентом. Некоторым обратившимся за юридической помощью приходится отказывать, объясняя это тем, что какие-то клиентские установки для нас просто неприемлемы. Например, если клиент пришел с позицией, что он и так все знает и сейчас расскажет мне, как лучше ему помочь и что следует предпринять. Либо желает взаимодействия по принципу «кто платит, тот заказывает музыку». И это не поза или каприз. Практика показала, что такие подходы имеют место быть и допустимы при решении простых, односложных, типичных кейсов. Когда же необходимо решить действительно серьезный, сложный вопрос, от клиента требуется осознанная готовность в профессиональных вопросах встать на позицию ведомого, ученика если хотите, и действовать в полном соответствии с рекомендациями юриста, доверяя и не пытаясь контролировать. Представьте, что во время операции на сердце пациент пытался бы управлять действиями хирурга, обсуждать их, ставить под сомнение. Именно поэтому мы ждем от клиента «приема лекарства строго по рецепту» или не беремся за лечение вовсе. 

Уважение в профессиональной среде — необходимо ли оно и для чего?

Уважение или его отсутствие скорее характеризуют того, кто испытывает или нет это чувство. Уважение к коллегам-оппонентам, противникам, врагам — это показатель уровня профессионализма уважающего. Я выбираю с равным уважением относиться к своим коллегам, независимо от возраста, профессионализма, компетентности. При этом очень ценю, когда коллеги обращаются ко мне за советом, помощью, консультацией по особо сложным и важным кейсам.

Что вы считаете главным секретом своей популярности у клиентов? Клиент, тем более такой, которого я описал выше, хорошо понимает, готов ли он доверить свое дело именно вам. Способны ли вы решить его проблему?

Только лишь опыта и знаний не всегда достаточно, особенно когда делаешь то, что раньше никто и никогда не делал. Мои кейсы — это всегда выход на неизвестные территории, креативные решения, нестандартные шаги. Наверное, за этот выход за рамки прошлого опыта я и люблю сложные «неразрешимые» ситуации. И клиенты, скорее всего, чувствуют эту мою любовь к развитию через поиск решений, к выходу за привычные, стандартные рамки. Ну и конечно, есть опыт прошлых достижений, который можно пощупать, и оценить красоту игры. С другой стороны, наши решения, как правило, просты, действенны и эффективны. Стараюсь обходиться без «птичьего языка» и юридического жречества. Когда клиент понимает, что предпринимается и для чего, его участие в проекте перестает быть номинальным, он становится частью команды и бонусом к решению задачи получает удовольствие от участия в качестве полноценного игрока.

Есть ли у юристов какой-то морально-этический кодекс? Как его соблюдение влияет на успех?

У адвокатов такой кодекс имеется. У юристов, не имеющих статуса адвокатов, его нет. Для меня это вопрос личного выбора, и никаким кодексом невозможно принудить кого-то быть этичным, моральным, честным. С таким же успехом можно предписывать юристам быть умными и красивыми. Предпочитаю руководствоваться собственным внутренним кодексом и играть по своим правилам. С каждым клиентом мы создаем свой морально-этический кодекс, договариваясь о всех аспектах взаимодействия. Соблюдение этого кодекса критически важно для успеха проекта.

Что бы вы посоветовали молодым людям, мечтающим о профессии?

Молодым людям, будущим и начинающим юристам я бы посоветовал всегда помнить, что профессия их — творческая. Поэтому, усердно впитывая юридические науки, изучая законы, постоянно учась у лучших, старайтесь сохранить свежесть взгляда, имейте свое мнение и не бойтесь плыть против течения. Помните, что вы — главные творцы, а законы и фундаментальные теории — это инструменты и возможности для творчества. В конечном счете, профессия — это бóльшая часть жизни. И она должна быть в радость, приносить удовольствие. А за ними неизбежно придет и финансовый успех.

 
Total
0
Shares