Поддержка бизнеса

Как МАСШТАБИРОВАТЬ российский бизнес в Евросоюзе?

Ольга Зеркаль

Спикер и бизнес-тренер. Соучредитель компании и владелец бренда «EWIGOL Consulting» и «A-Z Marketing Production». Основатель Польской Торгово-Промышленной Палаты Азии, Европы и Африки. Член польских и европейских бизнес-клубов. Член Нижнесилезийского Объединения Предпринимателей и Работодателей.
Филиал в РФ: г. Подольск, Комсомольский проспект, 5а, офис 51 +7 (499) 112-39-17

Легко ли построить бизнес в чужой стране, особенно когда переезд оказывается вынужденным? Гость редакции нашего журнала, предприниматель Ольга Зеркаль, эмигрировала в Польшу из обстреливаемого Донецка. Вместе с мужем погрузили в автомобиль личные вещи, ребенка, кота и выехали в «неизвестную» страну. 
Было непросто, но бизнес-леди сумела выстоять и в новых непростых жизненных обстоятельствах найти свое место под солнцем. Встав на ноги, стала сама помогать другим предпринимателям, оказавшимся в подобной ситуации. На сегодняшний день ею создано более 15 проектов в сфере бизнес-консалтинга и более 2000 проектов в сфере международной релокации и права иностранцев.

− Ольга, приветствуем Вас! Скажите, сложно ли было принять решение о переезде в чужую страну?  
− Решение о том, чтобы эмигрировать в Польшу, было принято молниеносно уже с первыми выстрелами в Донецке, который с 2014 года находится в тяжелом положении. Безусловно, оно было сложным, но очевидным. Всю деятельность в Украине пришлось свернуть в течение двух недель. Мы с мужем закрыли все магазины (5 − в Бердянске и 5 − в Донецке), погрузили в автомобиль личные вещи, ребенка, кота и выехали в «неизвестную» Польшу, совершенно не представляя, что нас ждет, не зная языка и правил игры. Впрочем, мы понимали, что Польша близка к Украине, и это позволит нам максимально часто видеться с родителями. 

– И что же дальше? 
– Мы приехали в Вроцлав и на ровном месте начали организовывать свой быт и бизнес. Самым понятным для нас видом деятельности на момент начала работы в Польше был гастрономический. Я детально изучала кейсы успешных гастрономических брендов, в том числе тех, кто развивается по франшизе. Выбор пал на аналог компании «Теремок», которая в России занимается блинами. Мы открыли первое заведение, начали сами печь и реализовывать блины с разными начинками, но вскоре его пришлось закрыть. Правда, именно это подтолкнуло нас к тому, чем мы занимаемся сейчас. Вкусно поесть к нам подходили наши русскоязычные соотечественники (русские, украинцы, белорусы), узнавали, кто мы, откуда приехали, просили помочь. Так мы и начали помогать эмигрантам в вопросах организации и открытия бизнеса в Польше. 

– Какие проблемы были самыми распространенными? 
– Самой распространенной проблемой была истекающая виза, вследствие чего вставал вопрос легализации пребывания человека в стране. Соответственно, вторым направлением деятельности нашей компании стали построение и легализация бизнеса. Этот опыт со временем трансформировался в консалтинговую компанию Ewigol. Основные направления не изменились – бизнес-консалтинг, легализация пребывания иммигрантов и бизнесменов. Мы помогаем организовать бизнес с нуля «под ключ» и масштабировать его, а теперь, благодаря сильной команде приглашенных маркетологов, занялись еще и комплексным маркетингом под брендом A-Z Marketing Production. 

− Расскажите, пожалуйста, о том, какие российские компании сегодня успешно работают в Европе, в каких частях ЕС российский бизнес наиболее активен? 
− Еще с советских времен многим европейцам знакома такая отечественная продукция, как автомат Калашникова, самолеты марок «МиГ» и «Су», водка «Столичная». Активно шагает по ЕС продукция марки Natura Siberica, переведены на европейские языки мультипликационные фильмы «Маша и Медведь», «Смешарики». К слову, в Польше популярен «Ну, погоди!». Свой выбор в сторону этой страны уже сделали Lukoil, Russian Standard, Kari i Centro, Dr. WEB, Oodji, Aquaphor, Aeroflot, Рецепты бабушки Агафьи, Nokian и многие другие.

− В каких отраслях промышленности или торговли россияне могут уверенно конкурировать с европейцами? 
− Я думаю, что это ниши, связанные с инновационными технологиями. Например, у нас сейчас есть запрос от клиента из России на реализацию бизнес-проекта, где главный продукт – искусственный интеллект. Также в тренде, например, все, что связано с экотехнологиями. Ну и на примере вышеперечисленных торговых марок вырисовывается достаточно четкая картина, какие отрасли активно конкурируют с европейскими.

− Как в условиях санкционного давления российскому бизнесу не только выйти, но и закрепиться на рынке? 
− На самом деле, санкциями охвачено не так уж и много отраслей и продуктов, чтобы сковывать бизнес и препятствовать выходу на европейский рынок. Вообще бизнес-арена Европы достаточно удалена от политики, а бизнес четко понимает выгоду. Поэтому все политические игры, условности и санкции остаются «за скобками». 

− Что нужно для того, чтобы начать бизнес в Европе? 
− Решимость и желание. В связи с низким уровнем бюрократии все вопросы решаются достаточно оперативно и в срок. Собственник должен понимать, чем будет заниматься компания, иметь алгоритм выхода на Европейский рынок и настрой развивать свое детище. Причем, можно даже не иметь внушительных капиталов, а ходатайствовать о евродотациях.

− Обязательно ли наличие гражданства или вида на жительство, чтобы развивать свое дело в одной из стран ЕС? 
– Для регистрации компании и открытия бизнеса вид на жительство не является обязательным условием. Достаточно иметь визу, чтобы начать. Другой вопрос, что управление бизнесом и необходимость регулярного пребывания на территории ЕС будут вынуждать собственника бизнеса получить ВНЖ, так как на визах долго ездить будет некомфортно и хлопотно. И вот здесь на законодательном уровне продумана возможность для владельцев бизнеса и членов их семей получение ВНЖ с последующей возможностью получения статуса Резидента ЕС и гражданства.

− В каких странах, на Ваш взгляд, бизнес начать легко, а в каких − нет?
− «Окном в Европу» сегодня является Польша, имеющая шестой по величине рынок ЕС и 33 − в мире. Это максимально лояльное государство в Европе для бизнесменов из стран постсоветского пространства. Иностранные предприятия равны в правах с национальными, вход на бизнес-арену относительно легкий и недорогой. Уставной капитал при регистрации предприятия составляет всего 1200 евро, в отличие от Литвы (€2500), Венгрии (€9621) или Германии (€25000). А экономическая стабильность и обширный внутренний рынок – главные положительные моменты.

− Какие ниши наиболее удобны для того, чтобы закрепиться и поэтапно расширяться россиянину? 
– Транспортные услуги, розничная и оптовая торговля, гастрономия, строительные услуги, консалтинг.

− Какие три самых главных шага, которые Вы посоветуете сделать тому, кто думает о бизнесе в одной из Европейских стран? 
– Первое – сказать «да» расширению своего бизнеса и вывода своего продукта/услуги в Европу. Второе – выбрать страну для выхода на европейский рынок. Третье – оформить документы и запустить проект.

− Скажите, пожалуйста, какие проблемы могут серьезно повлиять на того, кто решит заниматься бизнесом в странах ЕС?
– Чтобы не стать жертвой европейских законов и не «нарваться» на проблемы, нужно понимать и четко следовать нормам и правилам ведения бизнеса в Европе. Важно уметь грамотно оценить рынок и его особенности. Кроме того, в Европе не удастся вести бухгалтерию самостоятельно, как многие привыкли. Здесь институт бухгалтерского обслуживания на аутсорсинге. К слову сказать, проверки проходят очень цивилизовано. Никто не приходит и не диктует сверху, не ставит себя выше тебя. Проверки носят характер аудита, с целью не оштрафовать, а проверить.

Total
0
Shares